Качакаева Саида Баймурзаевна Детский сад № 78 "Серебряное копытце" город Нижневартовск

Речевые игры для старших дошкольников

 Найди противоположное по смыслу слово.

Подбирать противоположные по смыслу слова.

Взрослый называет словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый.

Например, «Сахар сладкий, а лимон…», «Луна видна ночью, а солнце…», «Огонь горячий, а лед…», «Тополь высокий, а шиповник…», «Река широкая, а ручей…», «Камень тяжелый, а пух…», «Редька горькая, а груша…».

Далее детям предлагают следующие вопросы: «Если суп не горячий, то значит какой? Если в комнате не светло, то в ней как? Если сумка не тяжелая, то значит она какая? Если нож не тупой, то значит он какой?»

Что вы видите вокруг.

Дать названия разным предметам.

 

Зададим детям вопрос: «Как мы отличаем один предмет от другого?» (В ответ дети назовут различные признаки предметов.)

Сформулируем вывод: «Каждый предмет имеет свое назначение, каждое слово что то обозначает. А что обозначает слово обруч? Что обозначает слово карандаш? А бывают ли такие слова, которые ничего не обозначают, не имеют смысла?» Приводим в пример звукосочетания кус, пы, мо.

Читаем стихотворение И. Токмаковой «Плим».

Ложка – это ложка, Ложкой суп едят.

Кошка – это кошка, - У кошки семь котят.

Тряпка – это тряпка, Тряпкой вытру пол.

Шапка – это шапка, Оделся и пошел.

А я придумал слово, Смешное слово – плим.

Я повторяю снова. Плим, плим, плим.

Вот прыгает и скачет – Плим, плим, плим.

И ничего не значит Плим, плим, плим.

Это правда или нет?

Находить неточности в тексте стихотворения.

Взрослый читает стихотворение Л. Станчева «Это правда или нет?». Предварительно сказав детям, что они должны слушать внимательно, чтобы заметить чего на свете не бывает.

Теплая весна сейчас, Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей «Га – га – га!» - пел соловей.

Быстро дайте мне ответ – Это правда или нет?

Дети должны назвать все нелепицы и изменить текст так, чтобы стало правильно.

Какое слово заблудилось?

Подбирать точные по смыслу слова.

Взрослый читает стихотворение. Дети должны заменить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук

С длинными усами.

Врач напомнил дяде Мите:

Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель перед сном.

Жучку будку не доела.

Неохота. Надоело.

Забодал меня котел,

На него я очень зол.

24 марта 2015 в 20:20

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.