Качакаева Саида Баймурзаевна Детский сад № 78 "Серебряное копытце" город Нижневартовск
Пальчиковая гимнастика для дошкольниковПальчиковая гимнастика для дошкольников Методические указания 1 Жил-был зайчик –Длинные ушки. Отморозил зайчик Носик на опушке. Отморозил носик, Отморозил хвостик И поехал греться К ребятишкам в гости. (Хлопают в ладоши.3 пальца в кулак, указательный и средний – ушки. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Трут нос. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Гладят кобчик. Крутят руль). 2 У нашего у Гришеньки Под окошком Вишенки. У Семена в саду клены, У Алены дуб зеленый, У Марины куст малины, У Арины две рябины. А у Вани На плетень Зелененький Вьется хмель. Выставляют два кулака. Ставят ладони на ребро. Показывают две ладони. Выставляют два кулака. ( Левая рука: загибают пальцы, начиная с мизинца. Правая рука: загибают пальцы, начиная с мизинца. Показывают ладонь. Выставляют кулак. Ладонь. Кулак.) 3 Коленька хороший, Коленька пригожий, Пройди по дороженьке, Топни, Коля, ноженькой. (Поглаживают кисть левой руки. Поглаживают кисть правой руки. Указательный и средний пальцы рук шагают. Выставляют кулак. Ставят ладонь на ребро. Показывают ладонь.) 4 Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, А за ней ребятки – Желтые цыплятки. «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, Не ходите далеко, Лапками гребите, Зернышки ищите». (Шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки. Щиплющие движения всеми пальцами каждой руки. Бегут всеми пальцами обеих рук. Хлопают в ладоши. Грозят пальцем ведущей руки. Гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола. Дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой – указательный, большой – средний и т.д.) 5 Чистая водичка умоет Саше личико, Анечке – ладоши, А пальчики – Антоше.( Моющие движения. Поглаживающие движения по щекам. Интенсивное потирание ладоней. Массаж поочередно каждого пальчика, «снимаем» перчатки.) 6 Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Маме (друг другу) улыбаемся. (Хлопают в ладоши. Совершают интенсивные моющие движения обеими ладонями. «Моют» лицо, растирают уши. Улыбаются. ) 7 Жили-были зайчики На лесной опушке. Жили-были зайчики В беленькой избушке. Мыли свои ушки, Мыли свои лапочки, Наряжались зайчики, Надевали тапочки. (3 пальца в кулак, указательный и средний – ушки. Хлопают в ладоши. Показывают уши. Показывают домик. Трут уши. Моющие движения ладонями рук. Движение ладоней сверху вниз по туловищу. Показывают). 9 «Ежик» Ежик маленький замерз, И в клубок свернулся. Солнце ежика согрело – Ежик развернулся! (Прижмите пальцы – ежик убрал иголки Выпрямите пальцы – ежик показал колючки) 10 «Птички» Вот птички летают, машут крылышками. Приземлились птички, крылышки сложили. Давайте покормим птичек – насыплем им зернышек! Вот как птички зернышки клюют! Наелись птички и улетели. (Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти (помашите крыльями).Соедините ладони вместе. Сложите пальцы одной руки в щепоть и пошевелите ими. Легонько побарабаньте по столу согнутым указательным пальцем или несколькими пальцами, сложенными щепотью. Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти. Игру можно повторить несколько раз). 12 «Мы топали» Мы топали, мы топали, До тополя дотопали, До тополя дотопали, И ножки все оттопали! (Во время этой игры дети сидят на полу или на стульчиках за столом. Предложите детям положить ладошки на стол (на колени) и прочитайте стихотворение. Слушая стихотворение, дети поочередно хлопают правой и левой ладонями по столу (или по коленкам). Предложите малышам продолжить «прогулку». Но теперь нужно двигаться быстрее (соответственно и стихотворение с каждым разом следует читать быстрее). 13 «Барабанчики» Вот палочки-пальчики – гремят барабанчики! Положите руки на стол и покажите детям, как можно барабанить по столу прямыми указательными пальцами или одновременно всеми пальцами обеих рук .Предложите малышам повторить движения. Затем устройте соревнования на самый громкий барабан. В последующем можно предлагать детям барабанить медленно или быстро, громко или тихо, повторять простые ритмы. 14 «Моторчик» Давайте поиграем в машинки. Би-би! Поехали машины! Стоп! Остановились машины. Надо завести моторчики. Дайте детям машины и предложите поиграть. Покажите малышам, как завести моторы. ля этого пальцы рук, кроме больших пальцев, нужно сплести вместе, а большими пальцами вращать вокруг друг друга. «Моторчики» могут работать быстро и медленно. Игру можно повторить несколько раз. 15 «Разминка» Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем, Рисовать опять начнем. Предложите детям сделать разминку для рук: плавно поднять руки перед собой и встряхнуть кисти. Упражнение сопровождайте четверостишием. Такую игру-разминку можно проводить как расслабляющее упражнение во время занятий, в ходе которых дети действуют руками. 16 «Моя семья» Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья! Сначала эту игру проводят индивидуально, загибая пальцы на руке ребенка по ходу чтения стихотворения. После того, как малыши запомнят движении, проведите игру с группой детей. Повторите игру, предложив малышам загнуть пальчики на другой руке. Также можно предложить детям разбиться на пары и по очереди загибать пальцы на руках друг у друга. 17 «Вышли пальчики гулять» Раз, два, три, четыре, пять – Вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять – В домик спрятались опять. Предложите детям сжать пальцы в кулак и начните читать стихотворение (по ходу чтения дети повторяют движения).Поочередно разогните пальцы, начиная с большого. Пошевелите пальцами. Поочередно сожмите пальцы в кулак, начиная с мизинца. Повторите игру с пальцами другой руки. 18 «Пальчики в лесу» Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять: Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот резал, этот ел, Ну а этот лишь глядел. Сначала эту игру проводят индивидуально, загибая пальцы на руке ребенка по ходу чтения стихотворения. Предложите ребенку растопырить пальцы и пошевелить ими. Загните мизинец. Загните безымянный палец. Загните средний и указательный пальцы. Загните большой палец и пощекочите ладошку ребенка. 19 «Спокойного сна» Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лег в кровать, Этот рядом прикорнул, Этот пальчик уж заснул, А другой давненько спит… Кто у нас еще шумит? Тише, тише, не шумите, Пальчики не разбудите! Эту игру можно проводить перед сном. Сначала игру проводят индивидуально, загибая пальцы на руке ребенка по ходу чтения стихотворения. Загните мизинец. Загните безымянный палец. Загните средний палец. Загните указательный палец. Загните большой палец. Погрозите пальчиком другой руки. 20 «Черепашка» Это песочек он теплый и сухой. По песочку ползет маленькая черепашка. Она ползет медленно-медленно. Черепашка, черепашка, В панцире живет. Высунет головку – Обратно уберет. Эта игра проводится за столом или на ковре. Покажите на стол или ковер. Изобразите, будто вы пересыпаете песок, и предложите детям повторить движения. Положит на стол или на пол кулаки, прижатые друг к другу. Затем медленно начните передвигать кулаки вперед. Предложите детям повторить движение. Затем прочитайте четверостишие. Выставите вперед прямые указательные пальцы, прижатые друг к другу. Спрячьте пальцы. Игру можно повторить несколько раз. 21 «Замок» Давайте поиграем! Я буду показывать и рассказывать, а вы повторяйте за мной. На двери висит замок. Кто открыть его бы мог? Мы замочком постучали, Мы замочек повертели, Мы замочек покрутили… И открыли! Предложите малышам поиграть. Соедините пальцы рук в «Замок». Постучите по столу сомкнутыми в замок руками. Круговые движения сомкнутыми руками. Сначала покрутите сцепленными в замок кистями, затем потяните руки в разные стороны. Расцепите пальцы. 22 «Апельсин» Мы делили апельсин, Много нас, а он один. Это долька для ежа, Эта долька для стрижа, Эта долька для утят, Эта долька для котят, Эта долька для бобра, А для волка… кожура. Он сердит на нас, беда! Разбегайтесь, кто куда! Игра проводится за столом. Сложите ладони «чашечкой». Сначала покажите растопыренные пальцы на одной руке, затем один указательный палец на другой руке. Сожмите пальцы в кулак, затем разогните большой палец. Разогните указательный палец. Разогните средний палец, Разогните безымянный палец. Разогните мизинец. Разведите руки в стороны. Погрозите пальцем. Сымитируйте бег пальцами по столу. «Моя семья» Вот дедушка,
ЗАЙКА
Наш малыш Этот пальчик — дедушка,
Шалун Наша Маша варила кашу.
Качели Задрожали ветви елей.
Кисточка Мягкой кисточкой покрашу
Веер Солнце светит очень ярко,
Сидит белка на тележке,
Детки Раз-два-три-четыре-пять!
Встали пальчики Этот пальчик хочет спать,
На работу Большой палец встал один.
За работу Ну-ка, братцы, за работу.
Пальчики Раз-два-три-четыре-пять —
Мы считаем Можно пальчики считать:
Утята
Пальчики здороваются
Еж Повстречал ежонка еж: «Здравствуй, братец! Как живешь?»
Здравствуй, солнце золотое!
Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками. Воздушные щелчки
Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх. Указательный палец резким движением вперед делает сильный щелчок в воздух (3 раза). По аналогии выполнять щелчки средним, безымянным пальцами и мизинцем. Коготочки У кошкиной дочки
Жук Я веселый Майский жук.
Комарик Не кусай, комарик злой!
Оса Оса села на цветок.
Вертолет Быстро лопасти крути!
Человечек «Топ-топ-топ!» — топают ножки.
Дождик Дождик-дождик,
Коза рогатая Идет коза рогатая
Зайчик Зайка серый скачет ловко
Улиточка У улитки-крошки
Кольцо Выйду на крылечко,
Зайчик-кольцо Прыгнул заинька с крылечка
а) пальцы — в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;
Очки — Что стряслось у тети Вали?
Стульчик «Стульчик» ты из рук сложи
Флажок Горит на солнышке
Домик Дом мы строим
ЗАЙКА Зайка, зайка, где твой хвост? хлопки - Вот, вот, вот!руки за спиной Зайка, зайка, где твой нос?хлопки - Вот, вот, вот!показать нос Зайка, зайка, лапы где?хлопки - Вот, вот, вот!показать руки Зайка, зайка, ушки где? хлопки - Вот, вот, вот!показать ушки ВОРОНА У вороны голова, руки на голове, ва-ва-ва-ва 4 хлопка Клюв и крылья, руки у носа, «крылья» Хвостик, ноги, руки за спиной, топать, оги-оги-оги-оги 4 хлопка машина Заведу мою машину«мотор» - Би-би-би, налью бензину.3 хлопка, топать Крепко-крепко руль держу«держать руль» На педаль ногою жму.топать правой ногой ПАРОВОЗ Ехал, ехал паровоз руки в «замок», большие пальцы вращаются Прицепил вагон, повез.сцепить указательные пальцы Ехал, ехал паровоз Прицепил вагон, повез………….. КОРАБЛИК Вот плывет кораблик мойруки – «полочка», покачиваются Он плывет ко мне домой руки вперед, ладони сомкнуть углом (нос) Крепко я держу штурвал«держать штурвал» Я ведь главный капитан4 хлопка САМОЛЕТЫ Мы сегодня самолеты,И.П. сидя на пятках, «мотор» (вращение руками) Мы не дети, мы пилоты. 4 хлопка Руки – нос, и руки – крылья«нос», «крылья» Полетела эскадрилья.встать, разбежаться, руки – крылья КОШКИ — МЫШКИ Вот кулак,показать кулак левой руки А вот – ладошка,раскрыть пальцы, ладонь вверх На ладошку села кошка.«когти» правой руки водят по ладошке левой Села мышек посчитать, Раз, два, три, четыре пять.правой рукой загибать по одному пальцу левой Мышки очень испугались,вращать кулаком В норки быстро разбежались спрятать кулак под. правую подмышку Пальчиковая гимнастика Для детей старшего возраста Методические указания 1 «Налим» Жил в реке один налим, Два ерша дружили с ним. Прилетали к ним три утки По четыре раза в сутки, И учили их считать Раз, два, три, четыре, пять. Медленные движения соединенными ладонями, имитирующие плавание. Движения ладонями с двух сторон. Взмахи ладонями. Согнуть кулачки. Разгибать пальчики из кулачков, начиная с больших. 2 «Дудочка» Ой, ду-ду, ой, ду-ду, Потерял пастух дуду. А я дудочку нашла, Пастушку я отдала. - Ну-ка, милый пастушок, Ты спеши-ка на лужок, Там Буренка лежит, На теляток глядит, А домой не идет, Молочка не несет. Надо кашу варить, Сашу кашей кормить. Ладони сложены колечком на некотором расстоянии друг от друга. «Колечко» одной руки поднесено ко рту, дети крутят ладонями, как будто играют на дудочке. Наклон вперед за воображаемой дудочкой. Протянуть руки вперед, как бы отдавая дудочку. «Идти» пальцем по столу. Показывая «рожки» из пальчиков. Ладони открыть и закрыть, изображая глаза. Отталкивающие движения двумя ладонями. «Варят» кашу указательным пальцем. Подносят ко рту воображаемую ложку. 3 «Дай молочка, Буренушка!» Дай молочка, Буренушка, Хоть капельку на донышке. Ждут меня котятки, Малые ребятки, Дай им сливок ложечку, Творогу немножечко, Масла, простоквашки, Молочка для кашки. Всем дает здоровье Молоко коровье. Имитировать, как доят корову. Ладошки складываются в щепотку, как бы открывается рот. Разгибают пальцы из кулаков на обеих руках. Опять показывают, как доят коров. Показывают поднятые вверх большие пальцы. 4 «Козлик» Вышел козлик из дверей, Выгнул шею: «Дай хлеба скорей!» «Дай пирожок!» Протянул копытце: «Дай воды напиться!» Левая рука изображает козлика: средний и безымянный пальцы согнуты, снизу их прижимает большой, мизинец и указательный палец выпрямлены, такое положение сохраняется всю игру. Правая рука сжимается в кулак, сгибается в запястье, выставить рога. Правая рука сжата в кулак, средний палец выпрямлен. Правая рука складывается лодочкой. 5 «Перчатки и мышата» Шустрая мышка Перчатку нашла. Гнездо в ней устроив, Мышат позвала, Им корочку хлеба Дала покусать, Погладила всех И отправила спать. Раскрыть ладошки, пальцы растопырены, поворачивать руки то ладонью, то тыльной стороной вверх. Сложить ладони «ковшиком». Сгибать и разгибать пальцы, имитируя зовущий жест. Кончиком большого пальца поочередно постучать по кончикам остальных пальцев. Большим пальцем гладить остальные пальцы скользящим движением от мизинца к указательному. Ладони прижать друг к другу, положить их под щеку. 6 «Жирафы и слоны» У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде: На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носах. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде: На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носах. Ребенок хлопает ладошками по всему телу. Обоими указательными пальцами ребенок дотрагивается до соответствующих частей тела. Ребенок аккуратно щипает себя, как бы собирая складки. Обоими указательными пальцами ребенок дотрагивается до соответствующих частей тела. 7 «Бабушкин кисель» Бабушка кисель варила На горушечке Для Андрюшечки. Вдруг летел соколок Через бабушкин порог. Вдруг он крыльями забил, Бабушкин кисель разлил. Вот и нету киселька для Андрюшечки. Правая рука «помешивает кисель». Кончики пальцев правой и левой руки соединяются в горку, руки расходятся под углом. Ладонь правой руки ложится на грудь. Ладони рук скрещиваются, большие пальцы рук зацепляются друг за друга. Скрещенными ладонями помахивают, словно крыльями. 8 «Зайки-побегайки» По лесной лужайке Разбежались зайки. Вот какие зайки, Зайки-побегайки, Сели зайчики в кружок, Роют лапкой корешок. Вот какие зайки, Зайки-побегайки. Круговые движения пальцами рук, ладони при этом смотрят вниз. Ребенок «бежит» по столу указательным и средним пальцами обеих рук. Руки перед грудью (лапки зайца). Руки на голове (уши зайца). Нарисовать в воздухе круг обеими ладонями. Ладони вниз, сгибать и разгибать пальчики. 9 «Веселая старушка» У веселенькой старушки Жили в маленькой избушке Десять сыновей. Все без бровей Вот с такими ушами, Вот с такими носами, Вот с такими усами, Вот с такой головой, Вот с такой бородой! Они не пили, не ели, На старушку все глядели, И все делали вот так… Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху. Сложить руки углом и показать избушку. Показать десять пальцев. Очертить брови пальцами. Растопыренные ладони поднесены к ушам. Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами. Очертить пальцами длинные «гусарские» усы. Очертить большой круг вокруг головы. Показать руками большую бороду. Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – «ложку». Держа руки у глаз, похлопать пальцами, словно ресницами. Ребенок показывает любые загаданные им действия. 10 «Как мы маме помогали» Раз, два, три, четыре, Мы посуду маме мыли: Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. Мы посуду маме мыли, Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Носик чайника отбился, Ложку мы чуть-чуть сломали. Вот как маме помогали! Ребенок сжимает и разжимает кулачки. Потереть одной ладошкой о другую. Ребенок загибает пальчики, начиная с большого. Потереть одной ладошкой о другую. Ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца. Ребенок сжимает и разжимает кулачки. 11 «Юля и варежка» Юля варежку надела: «Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, В домик свой он не попал». Юля варежку сняла: «Посмотрите, я нашла! Ищешь, ищешь – не найдешь, Здравствуй, пальчик, как живешь?» Ребенок сжимает пальчики в кулак. Ребенок разжимает все пальчики, кроме большого. Ребенок разгибает большой палец. Ребенок сжимает все пальчики в кулачок. 12 «Улей» - Это что за чудо-дом? Чудо дом-кубышка? - Кто живет там? Мышка? - Что вы, что вы! - Нет, нет, нет! Живут в доме только пчелы! Пчелы там летают, Детей своих считают: Один, два, три, четыре, пять. Мы не будем им мешать. Пчелки мед соберут… И (имя ребенка) принесут. Ребенок сжимает кулачки и делает удивленное выражение лица. Ребенок с интересом рассматривает свой кулачок. Возмущенно машет руками. Ребенок трясет кулачком, подносит его к уху и имитирует жужжание пчел. Ребенок скрещивает ладони у запястья и машет обеими кистями, как крыльями, жужжит. Ребенок снова сжимает кулачки. Ребенок разгибает пальчики на двух руках одновременно, начиная с мизинца. Ребенок заводит обе руки за спину. Ребенок указательным пальцем левой руки проводит по каждому пальчику правой руки от основания до кончика. 13 «Пять рыбок» Пять маленьких рыбок играли в реке, Лежало большое бревно на песке. И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!» А третья сказала: «Мне хочется спать!» Четвертая стала чуть-чуть замерзать, А пятая крикнула: «Здесь крокодил! Плывите скорее, чтоб не проглотил!» Ладони сомкнуты и чуть округлены. Ребенок выполняет волнообразные движения в воздухе. Ладони прижаты друг к другу, ребенок переворачивает ладошки с боку на бок. Ладони ребенка сомкнуты и чуть округлены, он выполняет ими волнообразные движения. Ребенок качает сомкнутыми ладонями из стороны в сторону. Ребенок поворачивает ладони на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит. Ребенок быстро качает ладонями, имитируя дрожь. Запястья ребенка соединены, ладони раскрываются и соединяются – рот. Ребенок выполняет быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – рыбки уплывают. 14 «Десять котят» У Мурочки нашей есть десять котят, Сейчас все котята по парам стоят: Два толстых, два ловких, Два длинных, два хитрых, Два маленьких самых И самых красивых. Ребенок складывает ладошки, пальцы прижимает друг к другу. Локти должны опираться на стол. Ребенок покачивает из стороны в сторону, не разъединяя пальцев. Ребенок постукивает соответствующими пальцами друг о другу – от большого к мизинцу. 15 «Осень» Раз, два, три, четыре, пять, Будем листья собирать, Листья березы, листья рябины, Листья у тополя И у осины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет соберем. Ребенок по очереди загибает пальчики, начиная с большого. Ребенок сжимает и разжимает кулачки. Ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца. 16 «Мышка и часы» Мышь полезла как-то раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: «Бом!» Мышь скатилась кувырком, Мышь полезла второй раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: «Бом, бом!» Мышь скатилась кувырком. Мышь полезла в третий раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!» Мышь скатилась кувырком. Ребенок сидит на полу на коленях и пальчиками «Бежит» от пола по телу до макушки. Ребенок хлопает в ладоши над головой. Ребенок «скатывает» руки на пол. Ребенок хлопает в ладоши над головой два раза. Ребенок «скатывает» руки на пол. Ребенок «скатывает» руки на пол. 17 «Гном» Жил да был веселый гном С огромными ушами. Он на сахарной горе Спал под воротами. Вдруг, откуда ни возьмись, Великан подкрался, Скушать гору захотел, Но только подавился! Ну а что ж веселый гном? Гном все спит глубоким сном! Ребенок поднимает руки над головой и изображает колпачок гнома. Ребенок описывает руками большие круги вокруг ушей. Ребенок ставит локти на стол, руки прямо, ладони ребенок складывает так, чтобы получился треугольник. Ребенок пальцами изображает ворота. Ребенок поднимает руки высоко над головой. Ребенок громко смеется, держась за живот! Ребенок изображает спящего гнома. 18 «Белки-непоседы» Раз, два, три, четыре, пять, Пришли к нам белки поиграть. Одна куда-то ускакала, Четыре белочки осталось, А теперь скорей смотри: Их уже осталось три. Ну и ну, какая жалость, Только две у нас осталось. Эта новость так грустна, Осталась белочка одна, А пока мы их считали, Белочки от нас сбежали. Ребенок показывает пять пальчиков. Ребенок прячет руку за спину. Ребенок показывает четыре пальчика. Ребенок прячет руку за спину. Ребенок показывает три пальчика. Ребенок прячет руку за спину. Ребенок показывает два пальчика. Ребенок прячет руку за спину. Ребенок показывает один палец. 19 «Шла кукушка» Шла кукушка мимо рынка, У нее была корзинка. Вдруг корзинка на пол – бух, Полетело десять мух! Ребенок «идет» по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, остальные пальчики поджаты. Ребенок соединяет ладошки «ковшиком». Ребенок ударяет сомкнутыми ладошками по коленям и разъединяет руки. Ребенок разводит руки в стороны и шевелит пальчиками. 20 «Маша-хозяйка» Наша-то Маша Сметлива была, Всем она в доме Работу нашла. Мисочку собачка Моет язычком, Мышка подбирает Крошки под столом, Кошка под окошком Когтями скребет, Курочка в сережках Избушку метет. Ребенок на каждую строчку хлопает в ладоши: то правая, то левая рука сверху. Большой палец правой руки ребенка оттопырен – «ухо», указательный согнут, остальные выпрямлены. «Собачка» наклоняется к «миске» — округленной левой рукой, «моет» ее (движения мизинца в сторону и обратно.) Согнутые мизинец и указательный палец правой руки ребенка – «ушки», сомкнутые и прогнутые средний, безымянный и большой – «мордочка». «Мышка» пощипывает выпрямленную левую ладонь. Пальцы правой руки ребенка собраны, как при фигуре «мышка», но пальцы, которые изображают мордочку, не прогнуты, а округлены. Пальцы правой руки скребут ладонь левой. Правая рука ребенка «подметает» выпрямленную левую. 21 «Домик гномика» Под грибком – шалашик-домик, Там живет веселый гномик. Мы тихонько постучим, В колокольчик позвоним, Двери нам откроет гномик, Станет звать в шалашик-домик. В домике дощатый пол, А на нем дубовый пол, Рядом стул с высокой спинкой, На столе – тарелка с вилкой. И блины горой стоят – Угощенье для ребят! Ребенок соединяет ладошки шалашиком. Ребенок стучит кулачком левой руки о ладошку правой. Ладони обеих рук ребенка обращены вниз, пальцы скрещены; средний пальчик правой руки опущен вниз и слегка качается. Ребенок опускает ладони вниз, ребром прижатые друг к другу. Левая рука ребенка сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки. Ребенок направляет левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставляет кулачок правой руки. Ладонь левой руки ребенка лежит на коленях и направлена вверх, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой палец прижат к ладони. 22 «Упрямые козлики» Как-то раз к кому-то в гости Шел козленок через мостик, А навстречу шел другой, Возвращался он домой. Два рогатых глупых братца Стали на мосту бодаться, не желая уступить И другого пропустить. Долго козлики сражались, Разбегались и толкались. Вдруг с разбега лбами – бух! И с моста в водичку – плюх! Ребенок большими пальчиками прижимает к ладошке средние и безымянные. Ребенок держит кисти рук горизонтально и медленно сближает руки. На каждую строчку ребенок соединяет руки. Ребенок хлопает в ладоши. Ребенок роняет руки на колени. 23 «Толстые поросятки» Двое толстых поросят За воротами стоят. Поросята эти ждут, Что им кушать принесут. Двое толстых поросят Снизу в щелочку глядят. Бегают туда-сюда: «Где же вкусная еда?» Двое толстых поросят В дверь копытцами стучат. Вдруг открылась эта дверь: «Можно выбежать теперь!» Двое толстых поросят Громко, радостно визжат: «Вот корыто, да, да, да, А в нем вкусная еда!» Ребенок ставит ладошки ребром на стол, как «закрытые ворота», большие пальчики подняты. Ребенок просовывает большие пальцы между мизинцами и безымянными. Ребенок сгибает и разгибает большие пальчики. Ребенок стучит большими пальчиками по ладошкам. Ребенок немножко раскрывает ладошки, не отрывая при этом их от стола. Ребенок складывает ладошки как корытце и шевелит большими пальчиками. 24 «Иголка и наперсток» Вышивает, шьет иголка. Пальцу колко, пальцу больно, А наперсток В тот же миг К (имя ребенка) на пальчик Прыг! Говорит иголке: - Шей! А колоться ты не смей. Левая ладонь ребенка раскрыта, в правой руке – воображаемая иголка; иголка шьет и задевает указательный пальчик на левой руке. Правой рукой выполнить такое движение, как будто надеваете на указательный палец левой руки наперсток. Левая ладошка ребенка раскрыта, в правой руке – воображаемая иголка, ребенок шьет. Ребенок грозит пальчиком левой руки. 25 «Кот-повар» Падал снег на порог, Кот испек себе пирог, А пока лепил и пек, Ручейком пирог утек. Пирожки себе пеки Не из снега, а муки. Ребенок поднимает руки вверх, а затем медленно опускает ладошки на стол. Ребенок изображает лепку пирога. Ребенок «бежит» пальчиками обеих рук по столу. Ребенок вновь изображает лепку пирога. 26 «Пять грибов» Топ-топ – пять шагов, В туесочке пять грибов. Мухомор – он красный, Но этот гриб опасный, А второй – лисичка – рыжая косичка, Третий гриб – волнушка – розовое ушко, А четвертый гриб – сморчок, Бородатый старичок. Пятый гриб – белый, Кушай его смело. Ребенок «шагает» пальчиками по столу. Ребенок переплетает пальчики обеих рук – это туесок, большие пальчики ребенок соединяет вместе – ручка. На каждую строчку стихотворения ребенок загибает по одному пальчику, начиная с мизинца. 27 «Ветер, ветер, ветерок» Ветер по лесу гулял, Ветер листики считал: Вот – дубовый, Вот – кленовый, Вот – рябиновый, резной, Вот – с березки, золотой. Вот – последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. Ребенок выполняет ладошками плавные волнообразные движения. Ребенок загибает по одному пальчику, начиная с большого. Ребенок поднимает руки вверх, а затем плавно опускает ладошки на стол или колени. 28 «Мышонок» Сел мышонок на масленок, Ребенок ладонью левой руки накрывает кулачок правой. А масленок – липкий гриб, Ребенок вращает кулачком правой руки. Посидел на нем мышонок Ребенок трет ладонью левой руки по кулачку правой И прилип, прилип, прилип. Ребенок «отрывает» левую ладошку от кулачка, а она «держится». 29 «Считалка» Сколько пальчиков у нас? Посчитаем? - Это – раз! Загибаем? - Это – два! Продолжаем? - Три, четыре… Где же пятый? - Вот, смотрите! Продолжаем на другой: Вот шестой, седьмой, восьмой… Пиф-паф-ой-ой-ой! Да, девятый он такой! Сколько пальчиков всего? - Ровно десять! О-го-го!!! Ребенок сгибает руки в локтях, растопыривает пальчики и крутит кистями рук в разные стороны. Ребенок загибает левой рукой пальчики на правой руке. На пятый пальчик большой палей поднимает вверх. Ребенок продолжает загибать пальчики на другой руке, начиная с мизинца. Когда ребенок загнет восьмой палец, у него получится «пистолет», из которого он стреляет. Ребенок сгибает руки в локтях, растопыривает пальчики и крутит кистями рук в разные стороны.
Раз, два, три, четыре, Ребенок сжимает и разжимает кулачки. Мы посуду маме мыли: Потереть одной ладошкой о другую. Чайник, чашку, ковшик, ложку Ребенок загибает пальчики, начиная с большого. И большую поварешку. Мы посуду маме мыли, Потереть одной ладошкой о другую. Только чашку мы разбили, Ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца. Ковшик тоже развалился, Носик чайника отбился, Ложку мы чуть-чуть сломали. Вот как маме помогали! Ребенок сжимает и разжимает кулачки. Пальчиковые игры по мотивам народных и авторских сказок. «Учите: слушая – слышать, чувствуя – понимать, играя – познавать мир звуков» Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают ( теле-аудио-видео…). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики ( одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.) Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием « пальчиковой » гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты ; его речь делается более выразительной. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим. Насколько ребёнку понравилась игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей 3-5 лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи. Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять знание содержания сказок, развивать речь и образное мышление. Данные пальчиковые игры , детям нашей группы очень нравятся, мы используем их в совместной деятельности в группе и на улице, во время прогулок. В группе можно использовать для проведения хороводов после чтения сказок. В таком варианте игры проводятся в кругу, проговаривание одних строк сопровождается движениями пальцев, других ходьбой по кругу, взявшись за руки (хороводом). Как правило, движение в хороводе целесообразно сочетать с первым четверостишьем, далее, с учетом текста, чередовать ходьбу с движениями пальцев. Играя с детьми в пальчиковые игры, следует обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук. Так как движения в ходе игр могут повторяться, для упрощения, объяснения и запоминания этим движениям целесообразно дать следующие названия : «Колечки» -подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них; «Кулачки»- с силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням. «Лучики» - при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы; «Веер» -прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать. «Замок» -соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и согнуть, прижимать их к тыльной стороне кистей; «Гребешок» - положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены; «Бородка» -соединить вместе тыльные стороны ладоней, пальцы обеих рук скрестить и выпрямить; «Клювики» - большой и указательные пальцы ритмично соприкасаются подушечками, остальные пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу; «Коза» -соединить подушечки большого, среднего и безымянного пальцев; указательный палец и мизинец выпрямить и пошевелить ими; «Волны» -шевелить прямыми пальцами без напряжения ; «Маятник» -прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулак; «Кнопочки» -кисти рук держать параллельно друг другу, с надавливанием ритмично соединять подушечки одноименных пальцев ( «стучать» подушечками); «Хлопки» - ритмично хлопать в ладоши; «Цепочка» - соединить подушечки большого и указательного пальцев левой руки, просунуть указательный палец правой руки в образовавшееся колечко и соединить его с большим пальцем правой руки; «Коготки» -прямые пальцы разведены, напряжены -ритмично сгибать первые и вторые фаланги пальцев; «Молоточки» -ритмично с чередованием постукивать кулачком одной руки по ладони другой; «Бутон» -соединить кончики пальцев одной руки и стучать ими по ладони другой; «Здравствуй» -ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки. * Репка В огороде дедка, репку посадил И водой из лейки, репку он полил («Колечки») Расти, расти репка, и сладка, и крепка. Расти, расти репка, и сладка , и крепка(«Хлопки») Выросла репка всем на удивление («Колечки») Большая –пребольшая, всем хватит угощения («Лучики») Выросла репка и, и сладка , и крепка. Выросла репка, и сладка, и крепка. («Хлопки»)
Теремок В чистом поле теремок, был ни низок ни высок. («Веер») Звери разные в нем жили, жили дружно, не тужили. («Здравствуй») Там и муха, и лягушка, зайчик с лисонькой –подружкой, Ёж колючий, серый волк – в дружбе знали они толк. («Колечки») Но набрел на теремок мишка косолапый («Замок»), поворачивать его вправо-влево), Раздавил он теремок, своей огромной лапой («Лучики») Звери очень испугались, поскорее разбежались («Волны) А потом собрались снова, чтоб построить терем новый. («Здравствуй») В нем живут теперь все вместе, и поют такие песни («Колечки») - Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок..(«Веер»).
Про курочку Рябу Курочка Ряба, бабе и деду Яйцо золотое снесла к обеду. («Колечки») Били яичко и баба, и дед Но не смогли разбить на обед. («Молоточки») Мышка-норушка мимо бежала ( «Волны») Яичко смахнула, оно и упало. ( «Лучики») Плакали горько баба и дед («Колечки») Яйцо их разбилось, пропал их обед («Лучики») С тех пор уже Ряба бабе и деду («Колечки») Несет лишь простые яйца к обеду. («Кулачки»)
Зимовье зверей Звери однажды избу срубили («Молоточки») Печь в ней сложили и счастливо были («Здравствуй») Узнали про это волк и медведь («Колечки») Им захотелось хозяев всех съесть («Кулачки») Тихонько к зимовью они подошли Дверь приоткрыли и в сени вошли.. («Колечки») Голосом страшным заблеял баран («Лучики») Петух кукарекал («Клювики»), бык в бок забодал («Коза») Кот с печки зафыркал («Волны»), ну а свинья Хрюкала с визгом: -Здесь хата моя. («Лучики») Волк с перепугу выскочил прочь. Медведь за ним следом бежали всю ночь. («Волны») С тех пор уж к зимовью они не ходили («Маятник») А звери в избушке счастливо жили. («Здравствуй»)
Кот, петух и лиса Жили котик с петушком у лесной опушки. НО однажды лисонька подкралась к избушке. («Колечки») Утащила петушка за высоки горы, Утащила петушка в свою лисью нору. («Кулачки» , «Лучики») Смелый котик в лес пошел и нору Лисы нашел. («Колечки» , «Здравствуй») Умный котик спас дружка Петю-Петю-Петушка. («Гребешок») Живут котик с Петушком у лесной опушки («Колечки» И теперь уже Лиса не ходит к их избушке. («Маятник»)
Рукавица На охоту вышел дед зимнею порою («Колечки») Рукавицу потерял под большой сосною. («Лучики») Дома стал её смотреть («Колечки»), не нашел на месте («Веер») И отправился искать («Колечки»), в лес с собачкой вместе («Кулачки»). А в лесу в той рукавице («Колечки»),звери стали дружно жить: Мышь с лягушкой и лисицей, заяц, волк, кабан, медведь. («Кнопочки») В лес собака прибежала («Колечки»), всех зверей перепугала, («Лучики») Рукавицу подняла («Колечки»), деду в руки отдала («Здравствуй»).
Заюшкина избушка В лубяной избушке , жил заяц на опушке («Колечки»). А в ледяной избушке – лисица на горушке. («Лучики») Растаяла весной избушка на горушке («Волны» ), Лисица побежала к зайцу на опушку («Колечки») Выгнала зайчишку из лубяной избушки («Лучики»), Да сама жить стала в избушке на опушке . («Кулачки») И ни волк и ни медведь не смогли помочь. («Колечки») Петушок отважный прогнал лисицу прочь. («Гребешок») Так остался петушок у заюшки в избушке («Здравствуй») , В лубяной избушке, в избушке на опушке. («Колечки»).
Дождь прошел Дождь прошел, и солнце светит, согревая все кругом («Колечки»), НА полянку вышли звери, что сидели под грибом. («Лучики») Сушат крылья, сушат шерстку, сушат перья и носы…(«Колечки») Рады все, что зайчик спасся от прожорливой лисы. («Лучики») Солнце светит, солнце греет («Веер») гриб стоит как великан («Лучики»), На поляне веселиться будут звери, трам-там-там… («Хлопки»). 24 марта 2015 в 20:19
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.